Ефим Фрейдин (fima_fr) wrote,
Ефим Фрейдин
fima_fr

Categories:

Будущее Привокзальной площади: развитие общественного пространства

(Информационный пост для онлайн-опроса, версия 1.0)

Наблюдая за подготовкой к 300-летию, невольно обращаешь внимание на точки входа в город: подъезды с федеральной трассы на автомобиле (и "трасса смерти" тут безусловный трэш-бренд), комплекс омского аэропорта с пустой площадью и табачным киоском, где вас ждет заказанное такси, автовокзал (лицо, обращенное к жителям области и, вероятно, туристам-гостям северных районов), рядом с которым приличный сквер, и непроходимый рынок. Два теплохода связывают причал речного вокзала и север страны, сам вокзал сократился до дебаркадера, также без излишеств.

jje0UuEUMQk

(Привокзальная площадь сейчас)

Завершает перечень Привокзальная площадь - что она сообщает гостю при встрече и расставании? Как встречает жителей города и региона? Чем продиктован ее облик? Что на ней может быть?

T8l4Oxupbog

(Современное зонирование района площади)

Если аэровокзал и автовокзал были отремонтированы и площади выполняют в первую очередь техническую функцию (они довольно сильно отделены от жилых районов), то развитие привокзальной площади усложнено и транзитным проспектом Маркса, и прилегающим ленинским районом (жители используют виадуки для своих нужд), двумя конечными остановками общественного транспорта, фактически сложившейся автостанцией - помимо основной функции вокзала и управления железной дороги.

(Строительство вокзала, 1894 МОЖ, URL: https://pastvu.com/p/185612)

Площадь формировалась в чистом поле больше века назад: перед вокзалом в Царском поселке, позже - Атаманском хуторе была разбита квартальная сетка и на границе с полосой отвода железной дороги появился ансамбль - на одной оси стояли небольшой вокзал и Троицкая церковь. Периметр площади занимали деревянные 1-2 этажные дома различного назначения. В 1930-е годы кварталы укрупнили и построили те здания, которые сейчас ее формируют: жилой дом на 163 квартиры (по ул.Марченко), школу №13, кинотеатр Октябрь (теперь торговый комплекс), сортировочный узел почтамта. От первоначальной застройки остались несколько зданий музыкальной школы, пара магазинов у Ленинского рынка, крупный железнодорожный техникум (в глубине квартала в районе улицы Труда) и рациональная квартальная сетка. В 1950-е современный облик площади практически сформировался: появился дом с "короной". Чуть позднее снесли застройку по ул.Рождественского перед почтамтом: на ее месте - остановка общественного транспорта. Реконструкции вокзала (сейчас мы видим 4 версию) привела к его расползанию по длине, формированию мощной преграды перед платформами в стилистике Западно-сибирской железной дороги.

7Uxs7BeTaIs

(Вид на вокзал)

Сквер и памятник Ленину на равных с полосой партеров перед вокзалом и памятником железнодорожнику составляют элементы общественного пространства площади: можно фотографироваться, отдыхать в тени (преодолев парковку), ожидать.

Было разработано несколько проектов площади: в 1950-е предполагался снос музыкальной школы, формировались фланкирующие кварталы из типовых жилых домов, возможно с магазинами в первых этажах. В 1990-е мастерская Аршин разработала большой проект узла с устройством пригородного павильона, надстройкой административного здания, реконструкцией жилого дома - предполагалось что автостанция будет полноценной, к ней добавится гостиница и другие сопутствующие функции. В 2000-е этот проект трансформировался: предлагалось снести прокуратуру, жилой дом, и создать композицию из нескольких платформ, подземной стоянки и высотного акцента гостиницы. Последняя из опубликованных концепций - Желдорпроекта - предполагает снос только прокуратуры, организации утилитарной транспортной площади с элементами ландшафта, устройством паркингов, ремонтом фасадов периметра. В 2013 годы городская администрация планировала вынос отстоя транспорта за пределы площади, перепрофилирование жилого квартала маловероятно - и следовательно условия для развития опять меняются.

O0ZaW7_HZbs

(Вид от вокзала)

Современное зонирование площади уже включает три элемента: здание прокуратуры, окруженное киосками - назовем их сопутствующими функциями; транспортно-пересадочный узел регионального значения (электрички, областные автобусы, поезда, городской транспорт); общественное пространство для пассажиров, провожающих и (возможно) жителей района/города.

McKziVFlZ44

(Вид от вокзала)

Если вопросы движения транспорта утилитарно решаются в проекте, попутного обслуживания - в работе с бизнесом (формальным и неформальным), то про общественное пространство стоит говорить с его потенциальными пользователями и обратиться к краудсорсингу. В данном случае мы пробуем собрать мнения и предложения по развитию общественного пространства Привокзальной площади в режиме онлайн-опроса. Цель - выявить позицию лояльных движению ОГДЛ горожан по развитию площади.

И при ее реконструкции (глобальной или даже косметической) важно понять:

1. Какие из существующих элементов представляют для нас ценность (по разным мотивам), чем площадь все-таки удобна?

2. Что необходимо и достаточно изменить, чтобы ее улучшить для использования?

3. Если сохранять долю общественного пространства и усиливать функцию собственно "городской площади", места "репрезентации Омска" - какие новые активности и объекты там хотелось бы видеть?

У нас есть также небольшая просьба структурировать ответы в три пункта (по вопросам - ценности, изменения, активности/объекты) и добавить одну строчку о себе: профессия/образование; место жительства (ленинский район, город, область, страна); частота использования площади/вокзала (более раза в неделю, раз в месяц, несколько раз в год, менее раза в год)

Опрос проводится в группе ВК “Омск город для людей”: http://vk.com/wall-37846146_14254

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments